Опалубка — форма для садовых дорожек

Чтобы сад имел ухоженный вид и упорядоченную территорию, обязательно нужно уложить садовые дорожки. Можно прибегнуть к услугам специалистов, но проще, быстрее и экономнее – это сделать все своими руками. Наиболее традиционным способом укладки дорожек является бетонирование. Бетонная поверхность считается наиболее практичной и крепкой, а применение некоторых современных элементов декора, позволяет придать садовым бетонным дорожкам интересный и необычный вид.

Садовая дорожка из бетона своими руками

Современный ландшафтный дизайн предусматривает размещение на участке не только мест различного назначения – зоны отдыха, хозяйственной зоны, подъездной зоны перед домом, но и прокладку разных декоративных дорожек, которые соединяют их с домом. Для изготовления дорожек используют разные строительные и подручные материалы: натуральный камень-плитняк, различные плитки (тротуарные из бетона и керамические), бетонный раствор, обычные и отделочные кирпичи, гравий, распиленные на диски деревянные пни и так далее. Рассмотрим строительство бетонной садовой дорожки своими руками.

Для строительства нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • цемент строительный не ниже марки 400 в мешках по 50кг, количество которого мы рассчитаем ниже по тексту;
  • песок строительный тарированный в мешках по 50кг или россыпью в тоннах, его объем, мы так же рассчитаем;
  • стальная строительная сетка из проволоки-катанки с крупными ячейками и вязальная проволока толщиной 1,5-2мм в бухте для сборки каркаса;
  • гидроизоляционные добавки в бетон для улучшения прочности его и долговечности;
  • доски деревянные (можно взять бывшие в употреблении) шириной не меньше 20-25см или куски фанеры, листового железа;
  • колышки деревянные или из стальной арматуры;
  • строительные носилки или другая удобная емкость для замешивания раствора;
  • две лопаты – небольшая штыковая лопата для копки и замеса раствора, а так же совковая лопата для сыпучих материалов;
  • строительная гладилка из дерева со слоем резины или из металла шириной от 50см и более для выравнивания поверхности дорожки;
  • кувалда или большой молоток для забивания колышков;
  • мелкий штукатурный инструмент – мастерки и шпатели разных размеров.

Достоинства и недостатки дорожек из бетона

Бетон является наиболее распространенным и универсальным материалом для строительства любых конструкций и создания каких-либо поверхностей. Преимуществами содовых дорожек из бетона являются:

  • высокие показатели прочности;
  • долговечность. Срок эксплуатации содовых дорожек из бетона может достигать 25 лет;
  • низкая цена и доступность материала. Бетон настолько дешевый материал, что позволить приобрести его может практически каждый;
  • легкость технологического процесса укладки. Не нужно иметь большой опыт в работе и особенные знания, чтобы своими силами уложить содовую дорожку из бетона;
  • хорошая устойчивость к негативному воздействию воды и огня.

Доказано на практике, что самый большой плюс эксплуатации садовых дорожек, это их удивительная способность выдерживать любые механические повреждения и нагрузки. Не существует другого такого материала, который бы обладал такими особенностями.

Еще одним плюсом является возможность уложить садовую дорожку любой формы. Для этого достаточно смонтировать опалубку нужной конфигурации и залить ее бетонной смесью.

Также в процессе обустройства покрытия садовой дорожки в раствор бетона можно добавлять различные цветовые пигменты, тем самым создавая интересный декоративный эффект. После заливки, садовую дорожку можно покрыть мозаикой, декоративной плиткой или натуральным камнем.

Плюсы и минусы бетонных дорожек в ландшафтном дизайне

Из цементных смесей делают тротуарные плитки различной формы, расцветки, текстуры. При желании легко создать неповторимый колорит, чтобы дорожки на даче из бетона дополняли пейзаж, сочетались с зелеными насаждениями, цветочными композициями.

Бетонная дорожка возводится на несколько десятков лет и её не перенесешь на другое место. Поэтому важно тщательно продумать месторасположение конструкции и выбрать подходящее оформление

Придерживаясь правила «длинных дорожек», можно квадратный участок визуально вытянуть в любом направлении.

Дорожки на даче из бетона при соблюдении технологии укладки прослужат долго. Материал для мощения можно сделать самостоятельно, производители предлагают большой выбор мягких и жестких форм. Введение древесных наполнителей вместо гравия – возможность снизить вес плитки. Поверхность бетона до затвердевания при желании декорируют черепками, осколками стекла и керамики. Получаются оригинальные панели с антискользящим эффектом.

Бетонные дорожки прочны, устойчивы к влаге и морозу, стойко держат механические нагрузки

Читайте также:  Как установить теплицу из поликарбоната. Фундамент и крепление к нему.

Ширина бетонной дорожки зависит от эксплуатационных требований

Бетон дает возможность создавать небанальные дорожки различной конфигурации самостоятельно, с малыми затратами, без привлечения специалистов.

Недостатков у бетонных покрытий немного:

  1. Когда плиты большие, возможно растрескивание из-за сезонного вспучивания почвы. Морозной деформации удастся избежать, используя мелкие фрагменты в оформлении покрытий.
  2. Залитые бетоном монолитные дорожки приходится демонтировать при перепланировке участка, возведении новых строений.
  3. С бетоном тяжело работать вручную, необходимо арендовать или приобрести бетономешалку.

Тропинки и проходы в виде бетонных лент оправданы только на парадном проходе от ворот к дому, где проезжает грузовой и легковой автотранспорт. В других уголках сада желательно делать плиточные покрытия шириной от 80 см до метра.

Декорирование садовых дорожек из бетона

Кому-то дорожки из бетона могут показаться скучными и неинтересными. В таком случае им можно придать декоративности, например, с помощью гравия или гальки, вдавленных в бетонную поверхность. Такой прием сделает бетон структурированным и немного шершавым. Эффекта шершавости можно добиться, если по поверхности слегка застывшего бетона пройтись грубой железной щеткой. А еще можно сделать имитацию каменной кладки. Для этого используют простую палочку, которой рисуют линии по не застывшему бетону. Чередуя участки с галькой с участками, отделанными под камень и устраивая между ними криволинейные и прямые разделительные перегородки, можно получить очень оригинальную декоративную отделку садовых дорожек.

На полузастывшем бетоне можно делать разнообразные орнаменты для улучшения дизайна дорожки

Как сделать деревянную опалубку для садовых дорожек самостоятельно?

Сделать опалубку своими руками несложно. В качестве материала лучше всего брать сосновые доски, эта древесина обладает достаточной мягкостью и хорошо поддается обработке. Для основы будущей опалубки оптимально использовать лист ламинированной фанеры.

Алгоритм изготовления опалубки такой:

  • по периметру к фанере крепятся доски, толщиной не менее 25 мм, высотой — 50 мм;

  • внутреннее деление на сегменты выполняется или тонкими досками или фанерой, последнее предпочтительнее т.к. уменьшит адгезию бетона;

  • элементы крепятся друг к другу, лучше использовать пазовые соединения;

  • желательно обработать доски пропиткой для опалубки (эмульсолом) или оббить линолеумом;

  • при необходимости, зафиксировать форму, вбив фиксирующие колышки по наружному периметру.

Можно своими руками сделать несколько опалубок различной формы без деления на секции. Таким образом, работа над опалубкой сведется к минимуму, однако строительство дорожки может затянуться.

Укладка бетонного раствора в опалубку для садовой дорожки

Оптимальное решение — многосекционная форма, с внутренним делением на прямоугольные сегменты разных размеров. Полученная дорожная плита будет смотреться аккуратно и стильно.

к оглавлению ↑

Создание плитки для садовой дорожки

При строительстве садовой дорожки своими руками можно пойти самым простым путем и купить уже готовый раствор для тротуарной плитки. Однако сделать самостоятельно раствор совсем несложно, для этого потребуется:

  • цементно-песчаная смесь;

  • вода;

  • пластифицирующие добавки (повышающие подвижность раствора и уменьшающие растрескивание);

  • красящие пигменты, с помощью которых можно создавать разноцветные плитки;

  • щебень, куски плитки, камни для создания мозаики.

Смесь для плитки готовится следующим образом. Пигменты и пластификатор растворяются в воде и вводятся в смесь. Полученный раствор тщательно вымешивается, при необходимости добавляется вода.

На дно опалубки выкладываются декоративные элементы (если это предусмотрено дизайном дорожки) и заливаются полученным раствором. При укладке форму нужно немного потрусить, чтобы раствор уплотнился и не образовал пустот.

В летнее время плита будет готова через 3-5 дней, в зависимости от толщины. В зимний период это время увеличится вдвое.

к оглавлению ↑

Применение заводской формы для садовых дорожек (видео)

к оглавлению ↑

Укладка плитки

Размеченную под дорожку поверхность следует очистить от мусора, снять верхний слой грунта, основание уплотнить. Из мелкого щебня необходимо сделать дренажный слой, толщиной около 10 см. Сверху насыпают строительный песок, который и будет служить основанием для укладки плитки, его также следует уплотнить и выровнять с помощью деревянного бруса.

Выкладывая дорожку, следует выдерживать расстояние 2-3 мм между отдельными элементами (можно воспользоваться колышками). Затем эти швы можно заполнить разноцветным песком или мелкой щебенкой. Каждая плита должна быть утрамбована в песок с помощью деревянного молотка. В конце работ уровнем проверяется правильность укладки строительным уровнем.

Существует и другая технология, при которой форма без дна устанавливается непосредственно на уплотненный слой песка и заливается бетоном. Таким образом, достигается существенная экономия времени, однако необходимо соблюдать осторожность и не двигать опалубку до застывания раствора. Также, такой способ удобен тем, что пока бетон не застыл, есть возможность декорировать его поверхность.

Обустроить садовые дорожки своими руками — довольно просто. Немного времени, подручный инструмент, и в результате получится красивое, аккуратное покрытие.

Перейти к расчету

Нет похожих записей.

Создание парковки

Прежде чем приступать к выполнению задач, надо уточнить, как залить площадку бетоном под авто во дворе, а делается это в несколько шагов:

  • подготовительные работы на участке;
  • обустройство дна будущей площадки, опалубки;
  • последующее армирование;
  • подготовка раствора и его заливка.
Читайте также:  Как подвести фундамент под старый деревянный дом: своими руками

Чтобы соорудить стоянку, необходимо знать вес авто. Это позволит подобрать правильную марочную прочность бетона для соответствующих нагрузок. Лучше всего использовать цемент 500-й марки (с внесением морозостойких добавок), речной песок.

Подготовительные работы

Этот этап включает определение расположения парковки, замеры и все необходимые расчеты. Площадка должна быть доступной для свободного передвижения автомобиля. Габариты стоянки зависят от количества паркуемых авто, их размеров и веса. При этом плита не должна вплотную располагаться к фундаменту любых строений. Границы участка размечаются колышками и веревкой.

Подготовка грунта перед бетонированием

Обустройство

Разобравшись с тем, как сделать парковку на даче своими руками, надо подготовить сам участок. Удаляется трава и мусор, снимается не меньше 20 сантиметров грунта, обустраивается песчаная подушка:

  • дно засыпается слоем песка (до 15 см), выравнивается, увлажняется и утрамбовывается;
  • засыпается щебень (минимум 10 см), ровняется и утрамбовывается;
  • третий слой не обязательный (но рекомендуемый специалистами) – агроволокно/геотекстиль (материал будет сдерживать другие слои и не позволит им расползтись при заливке бетона и из-за его тяжести).

Сама площадка должна иметь небольшой уклон, надо предусмотреть место слива.

Опалубка и армирование

После высыхания смеси опалубка будет демонтирована. Ограждения могут быть деревянными или металлическими, скрепляются между собой любыми удобными способами. Реже применяется несъемная опалубка. Для ее создания используют бордюрный камень, который устанавливается по периметру. Потребуется подготовить соответствующее основание.

Маяки выставляются после обустройства опалубки. Они необходимы для контроля ровности заливки смеси. Маяками могут выступать штыри из металлопрофиля или подобные материалы. Расстояние между маяками допускается не более 0,5 метра.

Маяки для опалубки

Армирование используется для усиления прочности будущего основания. Для этого перед заливкой на предыдущие слои укладывается арматура в один или два слоя. Делается решетка из прутов, диаметр которых должен быть 8-10 миллиметров, сами прутья желательно связать в местах стыка. Категорически запрещено использовать сварку, поскольку сетка будет очень жесткой.

Раствор и заливка

Иногда в смесь не добавляют щебень. Тогда масса должна быть такой плотности, чтобы могла проникнуть между камнями в подготовленной подушке.

Заливка осуществляется за раз, количество бетона должно хватить на слой основания 20-25 сантиметров. Для стоянки стандартная смесь делается из следующих компонентов: 2/1/3 щебень/цемент/песок. Воды должно быть достаточно для создания густого раствора.

Отвердевание происходит в течение двух суток, чтобы выпустить воздух из массы основание прокалывается в нескольких местах. Можно оставить пазы для предотвращения деформации бетона из-за температурных перепадов.

Специалисты рекомендуют накрывать саму конструкцию пленкой и увлажнять ее 3-5 раз в день. Это дает возможность бетону быстрее высыхать и лучше схватываться. Процедуру повторяют в течение недели. Бетон полностью застывает и набирает марочную прочность через месяц. Только тогда он может использоваться по назначению.

Бетонированный участок двора

Приготовление раствора

Для приготовления раствора лучше использовать марку цемента не ниже М500, раствор может приготавливаеться из расчета 1 часть цемента на 3 части песка, или 1 часть цемента 2 части песка и две части среднего щебня.

Для улучшения позиционирования (укладки) раствора и уменьшения объема воды, многие используют специальные добавки, а морозостойкие и гидрофобные добавки в раствор увеличат срок службы дорожки.

Смесь разводится водой до получения густой и пластичной консистенции. Главное помнить, удвоение количества воды (водоцементного соотношения) снижает марку бетона в 5 раз.

Очень густой (жирный) раствор тяжело распределять в опалубке, очень жидкий (тощий) в процессе высыхания может растрескаться. Приготавливать раствор можно в переносной бетономешалке, у кого бетономешалки нет, и если обьемы бетонируемой площади не велики, можно воспользоваться мощным перфоратором с низкими оборотами и насадкой миксер для сыпучих смесей.

При приготовлении раствора сухая смесь засыпается в воду и размешивается до однородной консистенции, при механическом перемешивании прочность бетона гораздо выше, чем при перемешивании вручную лопатой.

При приготовлении бетона не лишним может оказаться добавление фиброволокна и водоотталкивающих добавок. Так же, стоит помнить, что добавление в раствор щебня значительно поспособствует прочности бетона.

Строительство своими руками

Для выполнения работ потребуется песок, цемент, щебень и металлическая сетка для армирования. Из инструментов необходимо подготовить:

  • несколько разных лопат;
  • набор инструментов плотника;
  • измерительные приспособления;
  • дрель со специальной насадкой или бетономешалка;
  • мастерок, гладилка.

Разметка участка и подготовка грунта

Используя пошаговую методику, рассмотрим все этапы проведения работ:

  1. Прежде всего нужно выполнить проект, в котором будут начерчены дорожки и указано их назначение. Для центрального прохода принимают ширину, равную 1,5–2 м, остальные тропинки будут иметь размер 0,8–1 м. Необходимость бетонирования проходов между грядками ограничится шириной 40–50 см.
  2. С помощью веревки и колышков нужно сделать разметку будущих дорожек. Ширину намеченных линий делают на 10-15 см больше – для установки опалубки. Все помехи, возникающие на пути разметки, необходимо обогнуть, сохраняя при этом поперечный размер тропинки.
  3. Грунт внутри разметки выкапываем лопатой – глубиной 15 см. Если грунт песчаный, то копать можно не глубже 12 см.
Читайте также:  Буронабивной фундамент – инструкция по монтажу

Опалубка

Для изготовления опалубки понадобятся доски небольшой толщины (2–5 см). Ширина этих деревянных реек должна быть не меньше высоты будущих тропинок (15–20 см). Прямые участки оборудуем с помощью таких брусьев, а для поворотов применяют фанеру или другой подобный гибкий материал.

Придерживайтесь следующего алгоритма действий:

  1. Доски опалубки нужно сбить с помощью дополнительных реек, которые располагают с наружной стороны конструкции.
  2. Далее производится установка бруса по контурам дорожки. Высота верхней плоскости реек должна быть на 3–5 см выше грунта и соответствовать проекту.
  3. Плавные формы закруглений необходимо сделать по месту, используя подсыпку из песка.
  4. После установки продольных досок их закрепляют самодельными распорками выше уровня тропинок на 2–3 см.

Подушка

Дно полученной траншеи накрывают агроволокном или рубероидом. Затем засыпают мелким щебнем и песком толщиной 3–5 см. Подстилающий слой нужно смочить и утрамбовать. Чтобы дорожка не трескалась при сезонных колебаниях температуры, через каждые 2–3 м необходимо делать установку поперечных разделительных брусков толщиной 15 мм. После бетонирования эти рейки удаляют.

Армирование

В качестве армированного материала могут быть использованы различные металлические изделия: сетка, прутья, профили. Это позволит сделать малыми затраты на изготовление армирования. Важно, чтобы все было связано в одно звено, которое противостоит разрыву бетонной тропинки. Оптимальным материалом для выполнения такой работы будет сварная сетка с квадратными ячейками 10х10 см.

Необходимо сделать следующее:

  1. Подготовить необходимое количество армирующего материала.
  2. Покрыть траншею сетками или другими металлоконструкциями на высоте 5–8 см от слоя подсыпки. По краям траншеи остается 3–5 см без армирования.
  3. Закрепить все металлические элементы между собой и с опалубкой, чтобы избежать смещения при заливке бетоном.

Заливка

После окончания подготовительных работ переходим к завершающим:

  1. Подготовка бетона. Необходимо приготовить смесь цемента, песка и щебня в пропорции 1:3:1. Цемент использовать марки М-400, а щебень – мелкой фракции. Указанное соотношение цементного состава позволит садовой дорожке сохранять форму и свойства на протяжении многих лет. Для заливки верхнего слоя можно использовать готовую смесь пескобетона. Перед приобретением такого материала необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией от производителя, т. к. существующие марки имеют разное назначение. Использование специальных добавок продлит срок эксплуатации бетонных тропинок.
  2. После тщательного вымешивания раствора до сметанной консистенции можно залить бетон в траншею. В соответствии с проектом выдерживается необходимая высота заливки. Центральную часть дорожки желательно делать на 2–3 мм выше. Это позволит избежать образования луж.
  3. Используя гладилку выровнять поверхность дорожки на всех ее участках.
  4. Дать возможность застыть раствору. Во избежание появления трещин в процессе высыхания залитые участки накрывают полиэтиленом на несколько дней или более.

Дорожки с помощью заводской формы

У заводской формы достаточно недостатков, которые отпугивают многих владельцев частных домов. Достаточно дорогой способ, с помощью которого создать качественную дорожку могут только люди, имеющие опыт в работе с бетоном и заливке дорожек.

Недостатки заводских форм:

  • высокая цена опалубки;
  • трудность в подготовке территории для создания дорожек;
  • требуется специальный цемент не ниже m200;
  • при использовании одной формы, дорожки создаются очень долго, что стимулирует покупать несколько форм;
  • тяжесть в размешивании бетона.

Тротуар, сделанный с помощью заводской формы

Все недостатки меркнут, если работы проводит специалист. Чем опытнее укладчик бетона, тем дольше прослужат дорожки. Универсальность форм позволяет создавать из них сложные геометрические узоры из тропинок, идеально вписывая их в окружающий ландшафт.

№Как подготовить грунт?

На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.