Затяжка колесных гаек динамометрическим ключом

Маркировка класса прочности болтов (вверху – дюймовые /SAE/USS, внизу – метрические)

Зачем велосипедисту нужен динамометрический ключ?

Тем, у кого велосипед изготовлен из добротной, хорошо всем знакомой стали существование такого инструмента не требуется, — интерес может быть лишь академический.

Но для тех «счастливчиков», обладающих ультра-новыми байками из сверхлёгких композитных материалов, наличие динамометрического ключа является жизненно необходимым.

При кажущейся прочности дорогостоящие рамы и другие элементы велосипеда, выполненные из лёгких материалов, достаточно хрупки, и, в отличии от стальных собратьев, не имеют большого запаса в моменте затяжки, превышение которого чревато для «жизни» велосипеда.

Зачем велосипедисту нужен динамометрический ключ?

Поэтому производители специально маркируют узлы и компоненты велосипеда предельными показателями силы крепления, измеряемые в Ньютон-метрах (Nm).

Следуя рекомендациям, производителя по силе момента затяжки, велосипедист будет уверен в том, что не только не нанесёт велосипеду непоправимого ущерба, но и что все элементы байка будут надёжно закреплены.

Но тактильно, т.е. на глаз, выполнить затяжку с конкретным усилием практически невозможно, потому то и нужен специальный инструмент – динамометрический ключ.

Требуемое осевое усилие болта

Соотношение между приложенным крутящим моментом и осевой силой или нагрузкой в болте может быть рассчитано по формуле T = K х F х d, где:

  • T — крутящий момент гаечного ключа (Нм, в кг);
  • K — константа, зависящая от материала и размера болта;
  • d — номинальный диаметр болта (в метрах);
  • F — осевое усилие болта (в кг).

Следует иметь в виду, что табличные показатели обычно являются грубым расчетом. Кроме того, точность динамометрического ключа обычно не превышает +-25%.

Приведенный ниже расчет можно использовать для вычисления крутящего момента, необходимого для достижения заданного осевого усилия болта или нагрузки. Способ является универсальным и может использоваться для неметрических и метрических единиц измерения до тех пор, пока использование единиц измерения является последовательным.

Обратите внимание, что стандартные сухие крутящие моменты обычно рассчитываются для создания растягивающего напряжения или осевой силы, а также нагрузки зажима в болте, которая равна 70% минимальной прочности на растяжение или 75% запаса прочности.

Пример расчета: пробная нагрузка для метрического болта М30 является 373000 N. Крутящий момент, необходимый для достижения этого натяжения с помощью сухого болта, можно рассчитать следующим образом: Тсухой = (0,2) х (373000 Н) х (30 мм) х (10-3 м / мм) = 2238 (Н/м).

Читайте также:  Как обустроить столярную мастерскую в гараже своими руками

Смазка болта маслом SAE 30 уменьшает крутящий момент, необходимый для достижения того же напряжения, примерно на 40%. Уменьшенный крутящий момент можно рассчитать по формуле ТSAE30 = (2238 Н/м) х (1 – (40%) / (100%)) = 1343 Н/м.

Всё, что нужно знать о ключе с трещоткой

ⓅМногие из нас знакомы с данным инструментом. Ключ-трещотка найдётся в наборе практически каждого домашнего мастера, специалиста автосервиса, заводского рабочего. Если вы ещё не приобрели данное изделие и хотите узнать о его преимуществах, читайте нашу сегодняшнюю статью. В ней расскажем, что оно собой представляет, как работает ключ-трещотка, каковы критерии выбора такого инструмента. Отдельный пункт посвятим преимуществам использования этого товара.

Конструкция и принцип действия

Ключ-трещотка состоит из нескольких элементов. Основой инструмента является стальной корпус. С одной стороны расположена рукоять для захвата. Чаще всего она изготавливается из резины особого состава. Профессионалы рекомендуют покупать ключ с антискользящей рукоятью.

У одних моделей другой конец стального основания переходит в раздвоенную вилку, у других – монолитно связан с трещоточным механизмом. Последний может иметь одну или две рабочие плоскости.

Преимуществом второго варианта является перещёлкивающаяся шестигранная призма, на которую устанавливается нужная головка.

Всё, что нужно знать о ключе с трещоткой

Как работает трещоточный ключ? На современном рынке найдётся немало вариаций продукта. Отдельные наименования могут работать по нестандартному принципу. Однако стандартные изделия действуют следующим образом:

  1. На ключ ставится нужная насадка.
  2. Последняя «садится» на головку крепежа.
  3. Происходит его закручивание или откручивание.

В рамках вопроса, как работает ключ-трещотка с насадками, следует упомянуть о механизме переключения направления рабочего движения. С его помощью можно сделать так, чтобы упор на закручивание или откручивание был не по часовой стрелке, а против неё.

Общая классификация

Такой инструмент принято разделять на группы по двум основным признакам – общей конструкции и храповому механизму. В первом случае выделяют трещоточные ключи:

Первые характеризуются уменьшенным поворотным шагом, что обеспечивает более плавный процесс монтажа крепежа. Особенность вторых заключается в форме рукояти. Она отлично подходит для работы скользящими руками, измазанными, скажем, в масле.

Храповый механизм может иметь либо зубчатое внутреннее колесо, либо ролик. Первое обеспечивает ту же плавность работы, второй – её быстроту. Сказать, какой ключ-трещотка лучше, сложно. Каждый вид хорош в своём случае.

Если вы не имеете опыта в подборе такого инструмента, не стоит надеяться только на интернет-статьи. Оптимально – купить товар в магазине, где работают квалифицированные консультанты. Хорошим вариантом будет ANDRMAX.

Критерии выбора

Начать следует с определения нужного размера. Причём речь идёт не только о габаритах ключа, но и рабочего квадрата под головку. Наиболее популярными размерами привода считаются:

Всё, что нужно знать о ключе с трещоткой

Для каждого привода требуется определённый набор головок. Также обратите внимание, из какого материала изготовлены основные элементы ключа. В особенности корпус и рабочий механизм. Рекомендация по сплавам одна: наибольшая прочность, твёрдость и долговечность.

Читайте также:  Лучший походный топор: наши 8 лучших вариантов рассмотрены

Говоря о том, как выбрать ключ-трещотку, стоит упомянуть допустимую нагрузку на инструмент. Для работы с тем или иным крепежом нужно приложить определённую силу. И изделие должно быть рассчитано на неё. В противном случае ключ просто выйдет из строя. Часто первым ломается храповый механизм.

Эргономичные характеристики имеют особое значение. Хороший ключ должен быть не только надёжным, но и функциональным. Именно поэтому наличие переключателя головки, антискользящей рукояти и прочего будет большим плюсом.

*Комментарий: редакция не несёт ответственности за содержание и мнения, изложенные в статьях со знаком Ⓟ.

Материалы болтов и гаек

Выбор подходящего материала для конкретного применения жизненно важен. Это связано с тем, что гайки используются для различных тяжелых и легких применений, поэтому материалы должны быть выбраны соответствующим образом. Гайка из стали, а не из алюминия, может сильно влиять на качество и долговечность соединения, которое он образует. Другие факторы, такие как наличие коррозионных компонентов, а также структурная стабильность, могут влиять на эффективность материала.

Наиболее используемый материал благодаря высокой пластичности и прочности на растяжение и долговечности — сталь, стоит недорого и широко доступна. Доступны в различных сплавах для обеспечения различной степени прочности для различных применений. Сплав, который смешивает атрибуты низкоуглеродистой стали и конкретных количеств хрома и никеля.

Материалы болтов и гаек

Хром из нержавеющей стали делает его устойчивым к коррозии. Низкое содержание углерода обеспечивает защиту от затвердевания. Мартенситная нержавеющая сталь прочная и долговечная и может быть усилена посредством применения тепла, но обеспечивает низкую коррозионную стойкость. Аустенитная нержавеющая сталь является наиболее распространенным видом нержавеющей стали. Он состоит из высоких уровней никеля и хрома и, следовательно, обеспечивает превосходную стойкость к коррозии. Такая нержавеющая сталь также может выдерживать значительные нагрузки без трещин.

Отделки, нанесенные на основной металл болта, повышают долговечность и коррозионную стойкость материала. Черная оксидная отделка не увеличивает размеры винта и обрабатывается черной ржавчиной. Он в основном используется для эстетических целей. Хромированное покрытие — яркая, отражающая, декоративная и очень прочная. Он применяется при электропитании. Оцинкованные покрытия действуют как жертвенный анод, защищающий лежащий в основе металл. Он применяется как мелкая белая пыль. Другие покрытия, такие как гальванизация и фосфатирование, являются общими для конкретных типов оборудования, например, винтов, предназначенных для ограждений или оконных приложений.

Читайте также:  Насадки для реноватора: важная информация о расходных материалах

Материал изготовления

Материалы болтов и гаек

Гайки изготавливаются из стали, алюминия или титана. Болты только из стали. Материал изготовления большой роли не играет и те и другие способны обеспечить надежный прижим колеса. Стоит только отметить на разный срок службы при разной эксплуатации. Титановые отличаются высокой прочностью и надежностью, но минусом будет высокая цена. Алюминий более доступен по цене, иногда добавляется кремний и магний что добавляет прочности. Оптимальным вариантом цены-качества является сталь. Но иногда болты и гайки изготавливают из обычного металла такие изделия мягче и быстро ржавеют.

Колпачки на колесные болты

Отличным решением для облагораживания внешнего вида авто будут колпачки на болты.

Такие приспособления выполняют 2 важные функции:

Колпачки на колесные болты

Прежде всего, съемные колпачки позволяют украсить колесный диск как отечественного авто, так и иномарки. Внешне машина кажется ухоженной, что является показателем бережного отношения владельца.

Вторая функция – защита метизов от коррозии. Болты постоянно эксплуатируются в пыльных и грязных условиях. С течением времени на метизах появляется ржавчина. Причем коррозия проявляется не только на внешней части крепежей, но и на резьбе шпильки.

Для эффективного использования подобных изделий применяют съемники колпачков колесных болтов. Устройство выглядит в виде простой скобы со специальными зубьями. Съемник значительно упрощает процесс снятия колпачков. Поэтому каждому водителю следует всегда иметь его при себе.

Колпачки на колесные болты

Основные резьбовые соединения в двигателе

Перечень основных резьбовых соединений двигателя и особенности их затягивания:

  • Головка блока цилиндров (ГБЦ). Очень важный узел, поэтому при её креплении к блоку важно соблюдать не только момент затяжки, но и порядок затягивания болтов. Как правило, ГБЦ затягивается довольно большим моментом, начиная от центра блока к краям в несколько заходов. Обязательно уточняйте эту информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля (для каждой модели двигателя цифры и порядок могут быть различны)!
  • Клапанная крышка. Из-за того, что шпильки креплений клапанной крышки имеют маленький диаметр, при их затягивании следует соблюдать особую осторожность и не превышать необходимый момент. Порядок затягивания и момент также уточняйте в руководстве.
  • Свечи зажигания и свечи накаливания. Они затягиваются в произвольном порядке, но очень внимательно, так как в случае повреждения резьбы в двигателе потребуется дорогостоящий ремонт.
  • При затягивании форсунок также соблюдайте осторожность: из-за их небольшого диаметра легко повредить резьбу.
  • Затягивать подушки двигателя следует после полной установки двигателя, когда уже он своим весом держится на них. Если затянуть подушки до того, как двигатель полностью ляжет на них и будет убран домкрат, подушки быстро порвутся при эксплуатации.